ЕАЭС: вход – рубль, выход – юань?
Казахстан отказался стать для России хабом для обхода санкций. Таким хабом, как ни удивительно, стала Грузия. Но у неё маленькая экономика и небольшие возможности, а также слишком гордый и неспокойный народ, который внимательно следит за своим правительством. В течение трех месяцев грузины закрывали глаза на всяческие схемы россиян на территории Грузии. Однако, на днях Брюссель дал понять Тбилиси, что еврочиновники всё видят и всё знают. На формальном уровне это вылилось в отказ предоставить Грузии официальный статус страны-кандидата в Евросоюз. В результате, 20 июня в центре Тбилиси прошел многотысячный митинг „Домой, в Европу” (вообще, более 80% населения Грузии поддерживает вступление страны в ЕС). Будет ли расти в связи с этим напряжение внутри грузинского общества – пока не ясно, но российским схемам в Грузии в дальнейшем будет явно менее комфортно.
Что касается Казахстана, то он России сегодня очень нужен, даже при отсутствии помощи в обходе санкций. Дело в том, что РФ теряет статус транзитной страны из Азии в Европу. Кроме того, ей нужно срочно заместить многие логистические маршруты для удовлетворения собственных нужд. Во всём этом ей мог бы помочь Казахстан. Единственное, что требовалось от Москвы – это умерить свою имперскую прыть и отнестись к Астане с уважением (в конце концов, никто не знает, чем ещё закончатся разборки с Киевом). Однако недавние провокации В. Путина и М. Симоньян по отношению к К. Токаеву на ПМЭФ вынудили последнего к своеобразному демаршу.
Президент Казахстана, фактически, назвал ОДКБ декоративной организацией, не способной на серьезные действия. Ну, а что касается ЕАЭС, то было четко сказано, что колоссальные санкции в отношении двух его членов – России и Белоруссии – ставят под удар и национальные экономики остальных его участников. Вполне ясно, что в дальнейшем Казахстан будет выходить из ОДКБ и ЕАЭС, но плавно и постепенно, без лишних резких движений. Сегодня для Астаны губительны слишком тесные связи с Москвой, но казахстанские элиты не хотят попасть и в зависимость от Пекина. Пока 80% казахстанской нефти транспортируется через территорию РФ, К. Токаев будет и дальше наносить дружеские визиты в Москву и СПб. Но, как только маршруты поставок казахстанской нефти будут диверсифицированы, внешняя политика Астаны станет более жесткой.
В принципе, казахстанско-российские отношения никогда не были слишком тесными. За последние 20 лет РФ проигрывала там конкуренцию другим игрокам, в первую очередь, Евросоюзу (торговый оборот с которым у Казахстана наибольший – €12 млрд.). Ещё Н. Назарбаев всячески содействовал размыванию российского влияния, но по настоящему процесс пошёл уже при К. Токаеве, когда после событий „кровавого января” 2022 г. он принялся осуществлять политические реформы и строить в Казахстане „Вторую республику”. Чтобы не попасть в слишком большую зависимость от Китая, Казахстан будет делать основную ставку на укрепление политико-экономических отношений с ЕС и Турцией. Ну, а чтобы не стать пешкой в рамках пантюркистского проекта Р.Т. Эрдогана, К. Токаев планирует значительно усилить „среднеазиатскую двойку” – некое неформализованное партнерство Казахстана и Узбекистана.
В любом случае, Россия, которая уже давно не является единственной силой в Средней Азии, в дальнейшем будет выдавливаться из неё ещё сильнее. Главная интрига состоит в том, как именно распадется ЕАЭС – мирным путем или через серию кровавых военных конфликтов!?
Комментарии
Отправить комментарий